1. Главная
  2. Блог
  3. Стандарт остановки общественного транспорта

Стандарт остановки общественного транспорта

В небольших, средних и крупных населенных пунктах, обладающих городской транспортной системой, расположение остановок регулируется нормами СНиП (2.07.01-89). Строительство остановок требует соблюдения определенных законом расстояний между этими объектами.

Что такое стандарт остановки общественного транспорта?

Стандарт остановки общественного транспорта — это комплекс норм и требований, который обеспечивает эффективность, безопасность и доступность транспортных услуг для всех категорий пассажиров. Эти стандарты охватывают широкий спектр аспектов, от дизайна и инфраструктуры остановочных пунктов до информационного обеспечения и обслуживания пассажиров.

  • Инфраструктура остановочного пункта. Стандарты определяют необходимые элементы остановочных пунктов, такие как платформы, навесы, освещение, скамейки и урны. Также важны удобства для маломобильных групп населения, включая наличие пандусов и тактильной плитки.

  • Информационное обеспечение. На каждой остановке должны быть четко видимые указатели с названиями остановок, картами маршрутов, расписаниями и информацией о времени прибытия транспорта. Современные остановки также могут быть оснащены электронными табло и системами оповещения.

  • Безопасность и доступность. Остановки должны располагаться в местах, безопасных для посадки и высадки пассажиров, с удобными подходами и безопасными пешеходными переходами. Важно, чтобы расстояние между остановками соответствовало потребностям местности и интенсивности пассажиропотока.

  • Интеграция с городской средой. Остановки должны гармонично вписываться в архитектурный облик и функциональное назначение городских районов, обслуживая ключевые точки города, такие как учебные заведения, больницы и торговые центры.

  • Экологические стандарты. Современные остановки могут включать элементы зелёной инфраструктуры, такие как зеленые крыши и системы сбора дождевой воды, а также использование энергоэффективных технологий и материалов.

Разработка и соблюдение стандартов остановок общественного транспорта имеет ключевое значение для создания удобной, функциональной и безопасной транспортной системы, способствующей повышению качества жизни населения и устойчивому развитию городских территорий.

Ключевые факторы для строительства остановок

В процессе разработки стандартов для расстояний между остановками необходимо учитывать следующие аспекты:

  • типы транспортных средств, используемых в городе;

  • ожидаемый пассажиропоток;

  • характеристики остановочных пунктов;

  • схему городских дорог;

  • демографию района;

  • расположение пешеходных переходов;

  • интенсивность городского движения;

  • плотность транспортных маршрутов в районе;

  • географические и рельефные особенности территории.

Капацитет городского транспорта и размеры остановочных платформ и пешеходных зон определяются исходя из принципа "заполнение парка в пиковые периоды". Согласно СНиП 2.07.01-89, стандартная норма загрузки составляет четыре человека на квадратный метр в пассажирских салонах наземного общественного транспорта и три человека на квадратный метр в скоростных транспортных средствах.

В центральных городских районах, где пространство для пассажирского и транспортного потока ограничено, трамвайные пути могут быть размещены на эстакадах или в мелких туннелях. При проектировании таких конструкций, а также пешеходных переходов, необходимо следовать требованиям ГОСТ Р 52766-2007, который регламентирует общие требования к элементам устройства основных автомобильных дорог.

Нормы расстояния между станциями в городе

Муниципальные службы должны придерживаться установленных стандартов при размещении городских коммуникаций, строительстве дорог, шоссе, установке бордюров и общем благоустройстве. Расстояния между остановками различаются в зависимости от вида транспорта, будь то наземные или подземные средства перевозки.

Согласно нормативам СНиП (2.07.01-89), следующие стандарты применяются для расстояний между остановками:

  • автобусы, троллейбусы и трамваи – от 400 до 600 метров;

  • метрополитен – от 1 км до 1,2 км;

  • скоростные автобусы и трамваи – от 800 метров до 1,2 км;

  • электрифицированные железные дороги – от 1,5 до 2 км.

На станциях с пересадками интервалы между поездами должны составлять 3 минуты, независимо от количества ожидающих пассажиров.

Плотность движения также учитывается при планировании элементов коммуникаций на пересадочных станциях и зонах выхода перед станциями метро:

  • 1 человек на квадратный метр при движении влево;

  • 0,8 человека на квадратный метр при движении встречном направлении;

  • 0,5 человека на квадратный метр на распределительных пунктах;

  • 0,3 человека на квадратный метр на центральных и конечных узлах пересечения в системе скоростного городского транспорта.

Расстояние между автобусными остановками

Организация зон для посадки и высадки пассажиров производится по мере необходимости, как для отдельных, так и для смешанных остановок, обслуживающих автобусы и троллейбусы. Если на станции проходит менее 30 транспортных средств в час, создаются отдельные автобусные станции. Для комбинированных остановок, предназначенных для нескольких маршрутов, требуется разделение платформ, если интенсивность трафика превышает 30 единиц в час, при этом платформы должны быть разнесены не менее чем на 10 метров.

Основные критерии для размещения остановок включают:

  • установка остановок в районе перекрестков;

  • обязательное расстояние от пешеходного перехода — не менее 5 метров, и от перекрестка до остановки — не менее 20 метров.

Исключения возможны в следующих случаях:

  • Разрешено размещение остановок до перекрестка, если рядом находится вход в подземный пешеходный переход или другое значимое здание, формирующее поток пассажиров.

  • Если пропускная способность дороги или улицы у перекрестка выше, чем в других местах.

  • Входы в путепроводы, тоннели или мосты должны располагаться за перекрестком, с обязательным соблюдением минимального расстояния от остановки до перекрестка в 20 метров.

Таким образом, расстояние между автобусными остановками определяется с учетом множества факторов, обеспечивающих безопасность как пассажиров, так и водителей.

Расстояние между троллейбусными остановками

Для троллейбусных остановок действуют те же нормы, что и для автобусных и трамвайных, требуя размещения пассажирских платформ не далее чем на 600 метров друг от друга.

Регуляции остановок в различных населенных пунктах

Размещение остановочных платформ зависит от конфигурации дороги. При расширении дорожного полотна формируются так называемые «карманы», которые отделяются от основной дороги бордюром или знаками. Эти участки могут быть как открытыми, так и разделенными.

Ширина таких «карманов» должна соответствовать ширине полосы движения и не быть меньше 3,5 метра (иногда возможно снижение до 3 метров), принимая во внимание наличие разделительных и технических полос между тротуаром, зелеными насаждениями, переходом и проезжей частью.

Длина зон въезда и выезда на остановку также регулируется:

  • 20 метров на въезде;

  • 15 метров на выезде;

  • в ограниченных условиях допустима длина до 10 метров.

Трамвайные остановки размещаются перед перекрестками и пешеходными переходами с обязательным расстоянием не менее 5 метров.

Согласно местным регуляциям, городские власти и строители обязаны соблюдать установленные стандарты для расстояний между остановками, а также обеспечивать безопасность пешеходных переходов к остановкам.

Расстояние по ГОСТу до остановок наземного транспорта

ГОСТ определяет расстояния до остановок наземного общественного транспорта следующим образом:

  • Пешеходная доступность из мест проживания или работы составляет не более 0,4 километра.

  • До медицинских учреждений, таких как больницы, амбулатории или поликлиники, расстояние не должно превышать 0,15 километра.

  • От основных входов в зоны для отдыха и спорта расстояние устанавливается не более 0,8 километра.

  • В районах с индивидуальной жилой застройкой остановки должны находиться в пределах 0,6 километра.

Расположение остановочных платформ относительно дорожных элементов

Остановочные платформы для автобусов, троллейбусов и трамваев могут устанавливаться не только на перекрестках, но и на промежуточных участках дорог, особенно в местах с высоким пассажиропотоком или при значительном удалении от ближайших перекрестков. Обычно автобусные остановки размещают перед перекрестком, трамвайные – после.

Для обеспечения безопасности пассажиров при посадке и отправлении, СНиП предусматривает следующие расстояния:

  • Если автобусы или троллейбусы приближаются к остановке, двигаясь прямо или не совершая поворот налево, минимальное расстояние от перекрестка до остановки должно быть 25 метров.

  • При повороте направо или остановке на перекрестке, расстояние должно составлять не менее 40 метров.

  • Трамвайные платформы должны находиться на расстоянии минимум 3 метра от перекрестка, если они размещены перед ним, и не ближе 5 метров, если находятся у подземного перехода.

  • На перекрестках расстояние должно быть 3-5 метров, а за пешеходными переходами – не менее 5 метров, если нет других пешеходных переходов.

  • Дополнительно, интервал между троллейбусными знаками определяется как сумма общей длины платформы плюс 3 метра, а для автобусов этот стандарт устанавливается в 40 метров.

Другие нормы включают:

  • Размещение остановок с учетом интервала и направления маршрутов.

  • Оборудование отдельных посадочных комплексов для каждого вида транспорта на терминалах и станциях.

  • Создание посадочных мест с как минимум двумя удаленными входами вблизи стадионов, крупных предприятий и зон отдыха.

Автобусные остановки на автомагистралях

Согласно ГОСТу (ОСТ 218.1.002-2003), существуют различные классы автомагистралей и дорог, что определяет стандартные требования к остановочным пунктам для пассажиров пригородных и межрегиональных автобусов.

Расстояние между автобусными остановками за пределами населенных пунктов устанавливается следующим образом:

  • Дороги I категории – не более 3 км;

  • Категории I-b и II – на прямых участках и на изгибах с радиусом более 1 км;

  • Категория III – 600 м;

  • Категория IV – 400 м;

  • Между категориями I-b и III – не менее 3 км в районах с перекрестками или пересечениями дорог;

  • Между категориями I-b и III в курортных зонах или плотно населенных районах – 400 м.

Остановки могут быть перемещены вдоль дороги, но расстояние между стенами павильонов должно быть не менее 30 метров. В местах, где дороги пересекаются или сходятся, автобусы оборудуются таким образом, чтобы пассажиров можно было видеть непосредственно из транспортного средства.

На комплексах, где дорожное движение происходит в различных направлениях, минимальное расстояние между ближайшими стенками павильонов также должно быть 30 метров.

Остановочные комплексы от NorGrad

С 2021 года наша компания успешно утвердилась на рынке автобусных остановок и павильонов. За эти годы мы заслужили доверие клиентов по всей стране благодаря отлаженному производству и высокому качеству нашей продукции. Наши изделия, включая автобусные остановки и павильоны под маркой NorGrad, выполнены из высококачественных материалов, обеспечивая их прочность и надежность на долгие годы. Качество наших остановочных комплексов подтверждено сертификатами соответствия.

При подборе остановочного павильона для общественного транспорта следует взвешивать множество факторов, включая процесс производства, функциональные возможности, стоимость и сложность установки. Современные инновационные решения могут значительно повысить привлекательность и комфорт использования общественного транспорта для пассажиров. Если вы заинтересованы в приобретении остановочного павильона, пожалуйста, отправьте ваш запрос:

Заключение

В заключение статьи о стандартах остановок общественного транспорта стоит подчеркнуть, что установление четких и обоснованных норм и правил важно не только для обеспечения эффективности транспортных систем, но и для повышения уровня комфорта и безопасности пассажиров. Качественно спланированные и соответствующие всем требованиям остановочные пункты способствуют улучшению доступности транспортных услуг и повышению общей удовлетворенности граждан.

Принятие стандартов, учитывающих как современные технологические решения, так и потребности пользователей, является ключом к созданию устойчивой и интегрированной транспортной инфраструктуры. Это не только облегчает использование общественного транспорта для текущих пользователей, но и привлекает новых, что способствует уменьшению автомобильных загруженностей и улучшению экологической ситуации в городах.

Таким образом, постоянное совершенствование стандартов остановок общественного транспорта, адаптация их к изменяющимся условиям и потребностям общества способствует созданию более комфортной, безопасной и эффективной городской среды.

Нажмите для звонка
+7 (800) 444-08-41
Консультация менеджера